Содержание
Здравствуйте, дорогие читатели! Думаю, что у всех есть знакомые, которые не могут и дня прожить без скандала. Как правило, они чем-то недовольны и не преминут возможностью поспорить с окружающими.
Конфликтный человек – это специфика личности или какое-то психологическое расстройство? В данной статье мы попытаемся ответить на этот вопрос.
Вы также узнаете, что связывают в психологии с этим понятием при выявлении причин и какие типы конфликтных людей существуют, а также немного о том, какими стратегиями они пользуются.
Страх четырех видов
Конечно, многие психологи смотрят по-разному на причины конфликтности и выявляют свои модели. В данной статье мне бы хотелось привести одну из них, разработанную психологом Биллом Эдди.
Общение с конфликтными людьми чаще всего дается очень непросто, на мой взгляд, понимание является одним из ключей к более спокойному восприятию таких личностей. По мнению Билла Эдди, существует страх четырех типов, который и рождает в человеке конфликтность – боязнь быть незамеченным, униженным, брошенным и опасение попасть под чужое давление.
Давайте чуть подробнее о каждом из них. Некоторые люди любят внимание и готовы добиваться его любыми способами. Еще будучи детьми, они привыкают, что ссора, скандал или выяснение отношений заставляют мать бросить все дела и общаться. Другой модели они не знают, а потому используют давно проверенную схему.
Завышенная самооценка, постоянное желание конкурировать и побеждать, проявлять собственную значимость, доказывать важность своего мнения также нередко становятся причинами конфликтного поведения. Люди, подверженные этому страху опасаются, что иные методы не помогут им победить в споре, достичь цели, убедить окружающих, что их мнение верно и ему необходимо следовать.
Страх быть брошенным проявляется не только когда речь заходит о любовных отношениях. Сильный страх быть уволенным также может заставить человека быть то пассивным, то чрезмерно инициативным и агрессивным. В общем, ведет к нестабильности в поведении, и, как результат – конфликтам.
Есть также категория людей, постоянно думающая о манипуляциях и переживающих за то, что кто-то решит управлять ими, заставит делать нечто им несвойственное, то, чего они не хотели. Они не задумываются о деталях и фактах, если рекомендация пришла извне, она априори им не подходит.
Если вы нашли в себе некоторые страхи, свойственные конфликтным людям, могу посоветовать неплохую книгу Виктории Исаевой «Как защитить свои интересы. 49 простых правил».
Ну а сейчас давайте перейдем к самим личностям и их поведению.
Типы личности
Первый тип конфликтной личности – демонстративный. Они никогда не согласятся с тем, что сами стали причиной спора, но любую мелкую недомолвку способны превратить в настоящий скандал. Они не стесняются в выражениях, не слишком задумываются над тем, что произносят. Всегда держатся уверенно, готовы с мужеством защищать свою правоту и стремятся доминировать во всем. Чаще всего любой скандал у таких людей происходит на публике. Им необходимо внимание общественности.
Если вы читали мою статью про ригидность, то и сами сможете понять, что означает ригидный тип конфликтной личности. В любой ситуации такие люди держатся своего мнения и не могут даже допустить мысли, что другой человек прав. В некоторой степени, альтернативное суждение они могут воспринимать с сожалением, болью и даже обидой, а после ссоры долгое время не общаются с оппонентом.
Некоторые люди не могут контролировать свои эмоции. Они чрезмерно агрессивны, импульсивны и непредсказуемы. Окружающие опасаются вступать в полемику с такими людьми и нередко стараются избежать не только непонимания, но и любых других встреч. Этот тип называется неконтролируемым.
Ни у одного человека не возникнет сомнений и вопроса, как определить сверхточный тип конфликтной личности: такие люди отличаются придирчивостью, желанием следовать правилам. Сильная тревога рождается из желания быть идеальным и делать все правильно. Отсюда и вытекают споры.
Иногда, казалось бы, совершенно безобидный человек, постоянно оказывается в центре скандала. Это свидетельствует о бесконфликтном типе. Он легко меняет свое мнение, ему достаточно просто внушить свою правоту. Окружающие могут этим пользоваться, а сам человек, как будто бы ненароком, знает что сказать, чтобы вокруг него разгорелся скандал. Он не в восторге от этого и не понимает каким образом и почему с ним это постоянно происходит.
Могу посоветовать вам книгу «Конфликты на работе» Джоан Голдсмит, которая научит находить общий язык с любым клиентом или коллегой, даже если он постоянно провоцирует скандалы.
Также вас может заинтересовать книга «Как научиться извлекать выгоду из конфликта» Оксаны Сергеевой.
На этом у меня все. Не забывайте подписываться на рассылку. До новых встреч.