Определяем коммуникативный тип собеседника и извлекаем пользу из любого разговора

Коммуникабельность что это

Здравствуйте, дорогие читатели! Вы, наверное,  замечали, что с некоторыми людьми находить общий язык легко и просто. Вы можете только познакомиться, а общаться так, словно знакомы давным-давно. Но есть и другой тип людей. Сколько бы вы ни старались завязать беседу, они либо угрюмо отмалчиваются, либо отвечают односложно. Разговорить такого собеседника — задача повышенной сложности.

Почему же нам так просто установить контакт в первом случае, и практически невозможно во втором? Причина в том, что у собеседников не одинаково развита коммуникабельность. А ведь именно она помогает находить точки соприкосновения с окружающими.

Для человека крайне важно уметь адаптироваться в социальной среде. Мы являемся частью общества и каждый день взаимодействуем с внешним миром:

  • с коллегами и руководством
  • с многочисленными представителями сферы услуг
  • с друзьями и родственниками
  • и еще со множеством людей, с которыми мы контактируем постоянно или же эпизодически

Если коммуникативные навыки развиты слабо, человеку непросто донести до собеседника свою точку зрения и тем более переубедить его, если он по какой-либо причине с вами не согласен. Неспособность отстоять свое мнение негативно сказывается на всех сферах жизни. Замкнутому молчуну сложнее продвинуться по карьерной лестнице, он вынужден тратить больше времени на решение бытовых проблем и часто страдает от различных комплексов.

Хорошо развитая коммуникабельность — своеобразный золотой ключик, помогающий открывать заветные двери. Человек с подобным талантом обладает невероятным обаянием, общаться с ним легко, он убедителен и остроумен. Именно о таких говорят “Харизматичная личность”.

Коммуникабельные люди отлично чувствуют собеседника, понимают его желания и страхи, безошибочно видят скрытые мотивы поступков. Это позволяет им говорить на одном языке с оппонентом, быстро находить компромиссы, блестяще проводить переговоры и легко решать проблемные ситуации.

Неслучайно на собеседовании рекрутеры проводят тест на оценку уровня коммуникабельности соискателей на должность. Этот показатель имеет большое значение и играет весомую роль при выборе кандидата. Человек с отлично развитой коммуникацией будет в работе гораздо эффективнее, чем тот, кто стесняется вступать в дискуссии и боится выступать в защиту собственного мнения.

Многие задаются вопросом: коммуникабельность — что это? Приобретенный навык или врожденный талант? Некоторые считают, что свою порцию коммуникабельности мы получаем изначально, как некий дар. И если от рождения вам досталась лишь крошечная щепотка этого жизненно необходимого качества, то ничего с этим не поделать. На самом деле коммуникативные навыки можно и нужно развивать! Как это сделать — читайте в моей статье “Как натренировать свою коммуникабельность”.

Кроме того, хорошим подспорьем для каждого, кто решил улучшить свою коммуникабельность, станет книга психолога-практика Пола МакГи “Мастерство общения. Как найти общий язык с кем угодно”. Воспользовавшись рекомендациями, вы научитесь правильно выстраивать отношения с окружающими и выходить победителем из любых проблемных ситуаций.

Определяем коммуникативный тип собеседника и извлекаем пользу из любого разговора

Как определить, к какому коммуникативному типу относится ваш собеседник

Если вы желаете легко находить общий язык с окружающими, нужно научиться определять психологический тип собеседника. Зная отличия между ними, вы сможете выстроить верную коммуникативную стратегию, заинтересовать оппонента и добиться от него желаемого.

Специалисты разработали различные классификации коммуникативных типов личности. Некоторые из них содержат довольны сложные примеры и требуют углубленных знаний в области психологии. Вам достаточно будет упрощенной системы, условно делящей собеседников на четыре основных типа.

Доминантный

Определяем коммуникативный тип собеседника и извлекаем пользу из любого разговора

Люди, относящиеся к доминантному типу, обладают хорошими ораторскими способностями. Они моментально ориентируются в любой ситуации, быстро принимают верные решения, не боятся ответственности и обладают даром убеждения. Но донести свою позицию до такого собеседника порой непросто.

Вы безошибочно определите этот тип по напористой манере общения. Он буквально заполняет собой все пространство, разговаривает эмоционально и шумно, задает множество вопросов и тут же перебивает, сбивая с толку собеседника и подавляя его.

Вот признаки того, что перед вами Доминант:

  • Он упорно сокращает дистанцию и вторгается в ваше личное пространство, даже если вы пытаетесь отстраниться.
  • Берет инициативу в свои руки и не позволяет другим вставить в его монолог даже слово.
  • Разговаривает на повышенных тонах, жестко, словно вы в чем-то перед ним провинились.
  • Свою позицию не объясняет с точки зрения разума, а буквально вколачивает свое мнение в собеседника, как единственно верное.
  • Игнорирует ваши вопросы, считая, что того, что он уже сказал, и так достаточно.
  • Заставить его выслушать оппонента очень тяжело. Если же вам все же удается озвучить свои аргументы, он выдерживает долгую многозначительную паузу, будто вы сказали невероятную глупость.
  • Не задумываясь позволяет себе сарказм, насмешки и даже откровенную грубость в ваш адрес.

Чтобы заставить Доминанта выслушать вас, прежде всего дайте ему выговориться. Если вы попытаетесь прервать поток красноречия, перехватить инициативу или начнете отвечать в той же манере, то конфликта не избежать.

Пока собеседник высказывается, не спорьте с ним, но и не соглашайтесь. Держитесь свободно и независимо, не реагируйте на словесные провокации. Когда оппонент сделает паузу, озвучьте свою точку зрения, стараясь сделать это четко и лаконично. Скорее всего, за этим последует еще один напористый монолог Доминанта. Снова спокойно выслушайте и повторите свои аргументы. Такая тактика заставит собеседника считаться с вашим мнением и перейти от монолога к диалогу.

Мобильный

Определяем коммуникативный тип собеседника и извлекаем пользу из любого разговора

С представителями этого типа легко общаться. Они моментально включаются в беседу, говорят много и с удовольствием, без труда поддерживают разговор на любую тему и с легкостью генерируют идеи. Но в общении с Мобильным типом есть свои подводные камни. Он легко меняет тему и увлекает за собой собеседника. Поэтому после долгой увлекательной беседы вы вдруг можете осознать, что ни на миллиметр не продвинулись в решении своего вопроса.

Определить, что ваш собеседник — типичный представитель Мобильного коммуникативного типа помогут следующие признаки:

  • Если вы пришли к нему поговорить, он тут же отложит ради этого любые дела, какими бы срочными и важными они не были.
  • В самый разгар дискуссии он вдруг может потерять интерес к теме и переключить внимание на что-то другое.
  • Его речь отличается высокой скоростью, и вы порой не успеваете уловить суть сказанного.
  • Если вы разговариваете медленно, собеседника это раздражает. Он демонстративно дает понять, что уже знает то, что вы собираетесь сказать, перебивая и заканчивая за вас фразу.

Чтобы разговор с Мобильным собеседником был продуктивным, вам нужно будет постоянно направлять его в нужное русло. Поэтому внимательно слушайте оппонента и не позволяйте ему отклоняться от темы. Постарайтесь “замедлить” собеседника. Для этого используйте следующий прием: начните беседу в быстром темпе, так чтобы скорость вашей речи примерно совпадала. Затем постепенно замедляйтесь. В большинстве случаев это заставляет собеседника так же сбавить обороты и подстроиться под заданный темп.

Если вы что-то недопоняли или считаете, что ваш оппонент ошибается в каких-то моментах, ни в коем случае не перебивайте его. Дайте ему закончить мысль, а затем попросите уточнить интересующие вас моменты.

Крайне не рекомендуется указывать Мобильному типу на его неправоту. Он уверен, что отлично разбирается в любой теме и ваши замечания выведут его из себя. Если он действительно в чем-то заблуждается, доносите до него правильную точку зрения через наводящие вопросы. Так, чтобы он считал, что сам пришел к этому выводу.

Ригидный

Определяем коммуникативный тип собеседника и извлекаем пользу из любого разговора

Если вам придется вести деловые переговоры с собеседником Ригидного типа, вы оцените его основательность и рассудительность. Этот человек — идеальный кандидат на роль критика или эксперта. Но будьте готовы к тому, что люди этого коммуникативного типа включаются в беседу не сразу. Это не значит, что они не желают поддержать разговор, просто им нужно немного времени чтобы настроиться.

То, что перед вами Ригидный собеседник, вы поймете по следующим признакам:

  • Он говорит не спеша, облекая каждую мысль в максимально точную формулировку. Порой такая медлительность раздражает, но зато недопонимание в разговоре исключено практически полностью.
  • Может быть многословен, если считает что это помогает лучше раскрыть суть вопроса.
  • Каждую свою мысль он готов подкрепить конкретными аргументами и доводами, а если понадобится распишет вам всю логическую цепочку своих рассуждений.
  • Оппонент никогда не перебивает вас, слушает очень внимательно и вдумчиво.
  • В свою очередь, не любит, когда его перебивают и не дают закончить фразу.

Так как собеседнику Ригидного типа нужно какое-то время, чтобы раскачаться и начать конструктивный диалог, в разговоре с ним соблюдайте простые правила. Начните беседу с отвлеченной темы. Это даст возможность вашему собеседнику вынырнуть из пучины собственных мыслей и переключиться на общение с вами.

Если желаете достичь взаимопонимания, ни при каких обстоятельствах не подгоняйте оппонента. “Торопыжки” его раздражают. А потому, если вам важен предмет разговора, запаситесь терпением и позвольте собеседнику высказаться, выслушайте доводы и обсудите все детали, которые он считает важными.

Интровертный

Определяем коммуникативный тип собеседника и извлекаем пользу из любого разговора

Представитель этого типа — самый деликатный собеседник, которого только можно представить. В разговоре он не повышает голос, не настаивает на своем и вообще старается не обращаться к окружающим без весомого повода. Интровертный собеседник может позволить себе раскрыться только в разговоре с таким же интровертом. В этом случае он может даже спорить и отстаивать свое мнение.

Впрочем, оказавшись победителем в дискуссии он не радуется, а напротив переживает. Интроверт уверен, что его оппонент тяжело переживает поражение, а потому постарается сам найти аргументы в его пользу, практически сводя победу на нет.

Если вам доведется вступить в диалог с Интровертом, вы поймете это по таким признакам:

  • Собеседник разговаривает очень тихо и даже смущенно.
  • Он никогда не возражает и предпочитает уступить, даже если знает, что прав.
  • С удовольствием уступает инициативу в разговоре собеседнику, не пытается высказать свое мнение, а если его перебивают, тут же замолкает.

Но не всегда скромность и уступчивость Интроверта на руку собеседнику. Представьте, что вам крайне важно узнать его мнение, а он застенчиво молчит или отвечает общими фразами. В этом случае вам нужно приложить усилия, чтобы разговорить тихоню.

Используйте метод активного слушания, задавайте вопросы, невербально демонстрируйте свою заинтересованность — например, одобрительно кивая. Не перебивайте собеседника, иначе он стушуется и вам будет сложно вновь вывести его на диалог. Постарайтесь провести беседу с глазу на глаз. Присутствие третьих лиц может спровоцировать очередной приступ стеснительности у Интроверта.

Умея определить коммуникативный тип собеседника, вы будете знать, как правильно вести себя во время разговора и сможете извлекать максимальную пользу как из деловых переговоров, так и из личных контактов. Попробуйте определить и собственный тип — зная свои сильные и слабые стороны, вы сможете избежать манипуляций оппонента.

Напишите в комментариях, получилось ли у вас выяснить, к какому именно коммуникативному типу вы относитесь. Если возникнут трудности, я помогу вам разобраться и подскажу, какие именно качества нужно развивать, чтобы повысить собственную коммуникабельность.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Оставить комментарий

* - поля, обязательные для заполнения