Здравствуйте, дорогие читатели! Окружающие часто чего-то хотят и не всегда прибегают к честным методам достижения собственной цели. Нередко мы попадаемся в ловушки и делаем то, чего нам совершенно не хочется. Не думайте, что вы более наивный, нежели остальные. Дело не в вас, а тех людях, которые попадаются на пути.
Сегодня мы поговорим о том, как не позволять собой манипулировать: какие техники могут использовать другие люди, почему мы подвергаемся «гипнозу» и зачастую делаем то, чего совершенно не собирались.
Техники
Для начала давайте посмотрим на методики, которые могут использовать по отношению к вам другие люди. Если вы заметите, что какие-то из них частенько применяются к вам, не стоит сразу бежать к мужу с упреками, чаще всего все это делается неосознанно. Знание сила и когда вы научитесь замечать эти методы и перестанете поддаваться, они потихоньку исчезнут из вашей жизни.
Хотя, если дело касается близких людей, к примеру, ребенка или любимого мужчины, то откровенный разговор может также благотворно повлиять на ваше будущее. Вот только разбор полетов нужно начинать не с упреков. Помните, зачастую человек преследует благую цель, пусть даже она подчинена исключительно его собственным интересам.
Ложные выводы и игра на чувствах
Вот если бы сейчас, вы заметили за своим мужем манипуляции и подошли к нему с фразой: «Ты часто используешь манипуляции, чтобы управлять мной, ты меня не любишь, а только используешь», то сами стали бы манипулятором, который использует ложные выводы и играет на чужих чувствах.
Вы показываете мужу, что он некрасиво поступает по отношению к вам и накладываете один факт (манипуляцию) на другой (неискреннее чувство по отношению к вам). Желание человека, чтобы его желание было выполнено, не означает что он плохо относится к исполнителю, но мы пытаемся доказать обратное.
В обычной жизни мы сталкиваемся с этим приемом где угодно, например, на работе: «Ты не хочешь подготовить за меня отчет, у меня получится плохо и меня уволят. Вот такая ты подруга!».
На самом деле противостоять этому приему очень сложно, кажется, что он основан на искренних мыслях, мы чувствуем, что задели чувства человека, и ощущаем себя негодяями. Легче согласиться, чем научиться занимать противоборствующую позицию и доказывать, что эти два явления никак не связаны.
Это основы эмоционального шантажа. Человек, требования которого вы не хотите выполнить, выглядит как настоящая жертва.
Взаимность
Еще один крайне распространенный способ получить желаемое – оказать услугу, о которой человек не просил. К примеру, ребенок делает для вас рисунок из макарон «Моя любимая мама», а потом вы не в силах отказать ему в покупке нового телефона.
Ваша подруга может принести вам новые духи или косметику, о которой вы давно мечтали, а затем попросить дать взаймы платье. Вы не сможете отказать, так как будете чувствовать себя обязанным.
Этот прием часто используется в маркетинге. Если в магазине нам дают бесплатную чашку кофе, мы чувствуем себя обязанным купить хоть что-то.
Узнать больше про манипуляторов и их схемы воздействия вы можете в книге Джорджа Саймона «Кто в овечьей шкуре?».
Методы обезвреживания
Первым делом, когда вы видите, что человек старается вами манипулировать посредством подмены понятий, постарайтесь понять каковы истинные причины вашего нежелания поступать таким образом, который диктует вам человек: «Действительно ли я эгоист», «Показывает ли этот факт, что я не ценю старость или просто встретил вздорного старика, который пытается навязать мне свою правду».
Дальше вы можете вступить в конфронтацию и попытаться ослабить позицию манипулятора. Играйте его же методами: «Я потрачу весь вечер на то, чтобы написать за тебя отчет, ты не научишься работать самостоятельно, разве это свидетельство истинной дружбы? Если хочешь – пришли мне готовую работу, и я проверю результаты».
Если впоследствии вы увидите, что человек сделал отчет спустя рукава и не приложил никаких усилий, в надежде, что вы исправите все в лучшем виде, просто позвольте ему совершить ошибку, сказав, что отчет он сделал хорошо. Его промах будет целиком его виной, а вас не попросят о услуге повторно.
Если вы не можете дать человеку ошибиться, снабдите отчет полезными рекомендациями. Не переделывайте все, а просто прокомментируйте. Вы потратите на это больше времени, но получите лучший результат в будущем. Вас не попытаются использовать вновь.
Конечно же, этот метод может сыграть с вами злую шутку, если перед вами человек, который давно и успешно использует эту практику, он может долго спорить и доказывать свою точку зрения. Возможно, вам придется где-то поступиться своими принципами и просто отказать человеку, рискуя выглядеть непрезентабельно в его и своих глазах.
Много эффективных защитных практик вы можете отыскать в книге Виктора Шейнова «Манипулирование и защита от манипуляций».
Я же заканчиваю на сегодня свою работу. До новых встреч и не забывайте подписываться на рассылку.