Здравствуйте дорогие читатели! Как и обещала, предлагаю вашему вниманию пятиступенчатую стратегию для решения конфликтов. Этот инструмент используют специалисты в своей работе с клиентами, но она настолько универсальна, что можно применять ее во всех сферах жизни.
Как правило, во время конфликта, мы интуитивно реагируем на эмоциях и часто это только подливает масло в огонь, и усугубляет ситуацию. Участники столкновения остаются при своем и объявляют друг другу бойкот. И собственно говоря, это вполне нормально. Но вот как будут складываться события дальше, это уже ответственность каждого, вы можете либо постараться найти общий язык с человеком, либо дуть губы сколько хотите.
Универсальная стратегия
Итак, первая стадия- наблюдение и дистанцирование. Ваша задача, выбрать правильный момент для разговора, когда страсти немного поутихли, но еще свежи воспоминания. Дайте возможность своему оппоненту высказать то, как он видит ситуацию, свои претензии, оскорбленные чувства и другие детали. Вы же в этот момент держите рот на замке и внимательно слушайте. Можете записывать свои вопросы, возникающие в ходе рассказа или детали, которые хотели бы прояснить.
Когда наконец ваш товарищ выскажет все, что хотел, приступайте ко второй стадии – инвентаризации. Теперь вы можете прояснить все моменты, которые вам не до конца понятны, задать вопросы которые помогут увидеть картину глазами друга.
И запомните важный момент, вы не оспариваете все, что услышали в первой части и не выдвигаете аргументы свой правоты, а пытаетесь понять товарища.
Далее следует стадия ситуативного поощрения. Здесь вы делитесь тем, что вас порадовало или восхитило в поведении оппонента, в чем он был хорош, какие сильные стороны проявил. Только не надо выдавливать преувеличенные похвалы, отметьте то, что действительно заметили. Несмотря на конфликт, хоть что-то, да должно быть хорошее, за что можно поощрить его.
В стадии вербализации, наконец-то, слово переходит вам. Расскажите о том, как вы видите ситуацию, какие ваши чувства были задеты, попробуйте рассказать, почему вы тем или иным способом отреагировали и, что в ходе первых двух стадий для себя прояснили. Ваш собеседник должен молчать и послушать, как это делали вы для него.
В последней пятой стадии, расширения системы целей, оба участника конфликта стараются договориться, как поступать в дальнейшем, если будет возникать подобная ситуация, стараются найти компромисс, который устроит обоих. Можно каждому признать то, что со свой стороны способствовало развитию конфликта и пообещать быть внимательным в следующий раз, и не делать как прежде.
Мелочи без которых использование стратегии не будет успешным
Так же, после последней стадии, у вашего собеседника есть возможность, дать вам обратную связь. Пусть поделится, считает ли он применение стратегии успешным, что на его взгляд вам удалось прояснить и поощрит ваши хорошо проявленные качества.
Возможно и такое, что в процессе беседы вы оба поймете, что не можете спокойно обсуждать конфликт и в вас еще бурлят эмоции. Просто отложите этот разговор, например на два дня. Только Вы обязательно должны вернуться к нему.
Помните, что нерешенные проблемы не исчезают бесследно, а в момент их накопления взрываются с еще большей силой.
В самом начале использования этого инструмента, у вас может кое-что выходить комом. Вы не отчаивайтесь и не переставайте пробовать. Чем чаще вы будете пользоваться стратегией, тем скорее натренируете автоматическую способность действовать таким образом.
Главное правило — ваш дружественный настрой к собеседнику, желание разрешить конфликт и прийти к общему знаменателю. Если в глубине души, вы хотите показать свою правоту, возвысить себя и получить единоличную выгоду, то положительного эффекта не ждите.
Тренируйтесь и вы с легкостью будете уметь решать конфликты. В идеале, научиться пользоваться стратегией в начале конфликта и в следствии ее применения не допускать его развитие.
Успехов вам!