Содержание
Приветствую на страницах своего блога! Думаю, каждый, кто задумывался о походе к психологу или же обучении на него, слышал об особой этике. Этому специалисту люди доверяют секреты, которые невозможно рассказать маме или лучшему другу. Все это делает каждый сеанс консультирования особо интимным в атмосфере доверия.
Имеет ли психолог право сочувствовать, поддерживать, злиться или влюбляться? «Разумеется, да!» – скажете вы, ведь он тоже человек. И будете правы. Но разрешено ли подобное на приеме, в отношении клиента? Я отвечу на эти вопросы в рамках раскрытия темы «этические принципы психологического консультирования».
Зачем они нужны
Если бы в каждой стране не было установленных правил, которые обязательны к соблюдению, мир вскоре погрузился бы в хаос. Так и в любой деятельности, психологическое консультирование – не исключение. При оказании своих услуг специалист должен руководствоваться «Кодексом психолога», который содержит основные правила при работе с клиентом.
Человеческая психика – тонкая и ранимая материя. В случае совершения грубых ошибок в отношении клиента, может быть нанесен вред его психике. Психолог несет ответственность не только перед человеком, который обратился к нему за помощью, но и перед всем профессиональным сообществом.
Детальнее с тематикой индивидуального консультирования можно ознакомиться в книге Елены Мартыновой “Индивидуальное психологическое консультирование. Теория, практика, обучение”. Там описаны не только правила, но и их нарушения, конкретные случаи и советы по ним.
Библия психолога
Решение о тактике взаимодействия принимается с учетом имеющейся ситуации, собственных знаний, интуиции, личной и профессиональной этики. Но дело в том, что индивидуальные представления не статичны, они часто меняются под влиянием опыта. Так как людям свойственно ошибаться, даже профессионалам, нормы придуманы для упрощения психологического консультирования. Они универсальны для всех и дают правильный ориентир.
В чем заключаются основные моральные принципы:
- Разграничение личных и профессиональных отношений. Этот аспект, пожалуй, вынесу на первое место. Не зря существует фраза, что друзей и родственников не консультируют. Это применимо не только к психологам, но и к медикам. Клиент может быть вам приятен и симпатичен, но устанавливать с ним дружеские или любовные отношения ни в коем случае нельзя. Тогда пропадает объективная оценка происходящего. В первую очередь, у психолога. Поэтому порой нужно обращаться к супервизору.Человек, который обратился за помощью, вместо решения своих проблем может начать их перекладывать, избегать, отыгрывать со специалистом сценарий, который был с другим человеком. Могут возникать даже новые проблемы, связанные непосредственно с личным общением. Вылезают нереализованные желания и эмоции. Желание показаться лучше, чем есть, привлечь, заинтересовать. Даже банальное желание узнать о личной жизни психолога, уже вносит трудность в процесс консультирования.
Поэтому, выстраивание границ и прояснение сложных моментов очень важная часть в терапии.
- Доброжелательность. Работать с людьми, к которым явная антипатия – удовольствие для мазохистов. Некоторые профессионалы, с хорошим опытом работы, способны консультировать людей, которые при личном общении были бы им неприятны. Они видят человека, которому нужна помощь и проблему, и работают с этим. Конечно, это взаимосвязано с личными и профессиональными границами, умением их выстраивать. Но на подобное способны далеко не все. Клиент должен ощущать, что не безразличен и вы как минимум заинтересованы тем, что у него происходит. Поэтому прежде чем начать длительный процесс, нужно убедиться, что будет комфортно обоим.
- Безоценочное отношение. Консультанту всегда нужно внимательно слушать человека. Не давая оценок, не осуждая и не критикуя, даже если вы бы сделали иначе. Психологическая помощь и поддержка очень важны в работе. Если вы увидели незрелые формы психологической защиты, вы всегда сможете их проработать вместе с клиентом, без осуждения.
- Ориентация на нормы и ценности клиента. На прием может прийти любой человек, чей образ жизни и предпочтения могут сильно отличаться от общепринятых. Это может касаться религиозных убеждений, сексуальных, рабочих. Работа с ним должна осуществляться таким образом, чтобы помочь клиенту жить той жизнью, к которой стремится он, а не которую видите наиболее подходящей вы. Интересной станет статья о транскультуральности.
- «Нет» советам. Этот пункт может выглядеть странно, ведь с высоты профессионального опыта практического психолога видно же лучше. Могу сказать, что не всегда. Жизнь любого человека уникальна и непредсказуема. Дать совет означает стать ответственным за последствия. Таким образом, эта самая ответственность переноситься с клиента на психолога и противоречит всей работе. Это блокирует развитие человека как личности, снижает его активность в принятии решений. За советами – к друзьям, родственникам и другим людям, с которыми вы проводите время. За помощью в поисках своего ответа – к специалисту.
- Профессиональная компетенция. Все выполняют работу исходя из знаний, опыта и квалификации. Есть сферы, в которых специалист может быть некомпетентен. В таких случаях необходимо перенаправить человека к другому специалисту, а не пытаться сделать все своими силами. В особенности, если есть подозрение о наличии психических нарушений, человеку нужно обратиться к психиатру, а не психологу.
- Конфиденциальность. Человек, который доверяет самые сокровенные мысли специалисту, должен быть уверен, что они не выйдут за рамки кабинета. И даже рассказывание психологом забавной истории друзьям, с учетом отсутствия имени, недопустимо. Ровно как и делать отсылку на частный случай в своих публикациях. Если на это нет разрешения от самого клиента. Более того, человек имеет право не называть своего настоящего имени и других данных, оставаясь инкогнито.
Это не относится к тем случаям, где клиентом совершено нарушение закона, исходя из правил той страны, где он проживает. О том, что при определенных преступлениях, информация будет передана в руки властей, психолог предупреждает клиента до первого сеанса, при встрече.
Описанные правила очень важны в работе. Их соблюдение не только избавит от ряда сложностей, а положительно скажется на результате терапии. До скорых встреч.
Очень интересная книга. Возьму себе на заметку. Иногда читаю подобную литературу для саморазвития.
Хорошая статья!
Почаще бы об этике психологов как профессионалов говорили в обществе и профессии!!!