Приветствую вас, мои дорогие читатели! «Критика — доброжелательна, критиканство — злонамеренно». Сегодня я хочу поговорить с вами о том, что такое конструктивная критика, почему мы не умеем правильно критиковать и что нам мешает, а так же о том, как научиться давать правильную оценку на чужое поведение, понимать когда это будет уместно и не обижать человека своими излишними советами. Правильная критика несет в себе пользу для человека, а вот критиканство может сильно повлиять на самооценку и поставить человека в ужасно неловкое положение.
Критика, к которой мы привыкли
Сегодня со всех сторон можно услышать: ты не так это делаешь; опять ты сломал это; откуда у тебя руки растут; ты слишком много ему позволяешь и так далее. Все это может говориться людьми с добрыми намерениями, но не достигает своей цели «помочь человеку», потому что не имеет никакого отношения к конструктивной критике и доброму совету.
Мы привыкли к осуждению, высказыванию резкого и негативного мнения. В связи с этим я хочу предложить вашему вниманию отличную книгу Татьяны Кузьминой «Психологическая защита при критике», которая поможет вам бороться с такими вот «добрыми советчиками».
Деструктивная критика сегодня встречается не только в личных отношениях, но и в деловом общении. А это значит, что люди умеют искать только минусы в работе или поступках других, рассказывают об их ошибках и проблемах, но не предлагают никакого решения.
Происходит это по нескольким причинам.
- Человек просто любит критиковать других, делает это с удовольствием и наслаждением.
- Иногда так говорят, чтобы сделать больно или отомстить другому.
- Порой к подобной критике прибегают чтобы защитить себя от чрезмерных требований.
- И последний вариант, чтобы доказать себе свою значимость за счет другого человека.
Конечно, с таким подходом у нас складывается отрицательное отношение к самому понятию «критики». Ведь родители постоянно осуждают, потом в школе учителя, преподаватели в институте, начальник на работе, да еще и супруг сыпет упреками. Как в таких условиях можно положительно относиться к критике?
И мы в ответ начинаем поступать схожим образом. Оцениваем поступки окружающих, осуждаем и высказываем свое нелестное мнение. Давайте посмотрим, какие необходимо соблюдать правила, чтобы ваша критика была конструктивной и помогала человеку.
Условия конструктивности
Цель конструктивной критики — помочь человеку в будущем сделать что-то лучше, развить свой навык, стать более профессиональным. Это не просто разбор ошибок человека, а мнение специалиста о том, что нужно исправить и в следующий раз получить более высокий и успешный результат.
Критика необходима в случае, если вы занимаете должность руководителя. Ваша задача обучать подчиненных. То же самое касается учителей и наставников. Критика должна быть обоснованной с профессиональной точки зрения, нести в себе положительный заряд и ободрение для следующих свершений.
Давайте рассмотрим правила, следуя которым вы научитесь делать правильные замечания и научитесь проверять уместность ваших оценок и суждений.
Необходимость
Здесь речь пойдет о профессиональных отношениях. Когда вы руководитель, учитель или воспитатель и критика является неотъемлемой частью ваших отношений. Для начала запомните, что начинать нужно всегда с похвалы, позитивной оценки и анализа того, чтобы было сделано правильно. Это позволит вашему собеседнику приобрести уверенность в себе и настроиться на позитивный тон дальнейшего разговора.
Далее, вы анализируете нарушения, ошибки и промахи. Никогда не приравнивайте ошибку человека к его личностным качествам. Вы не имеете права критиковать личность, ваша задача проанализировать его поступок.
И в конце разговора опять вернитесь к похвале и положительным моментам человека. Акцентируйте внимание на достоинствах. Подобная техника ведения разговора поможет вам не убить мотивацию человека и не понизит его самооценку.
Внимательно слушайте человека. Чтобы дать справедливую оценку, вам обязательно нужно понять суть всего дела целиком. Часто мы пропускаем мимо ушей детали, который в итоге оказываются основополагающими. Вам поможет моя статья «Избирательное слушание».
Если вы видите и свой промах, то сразу признайте его. Давайте рассмотрим пример: начальник ставит задачу перед сотрудником. Он объясняет суть задачи и обозначает сроки. Сотрудник, будучи ответственным, выполняет все в срок, но, оказывается, что за это время цифры уже изменились и конечный результат получается неактуальным.
В этой ситуации начальник может поступить двумя способами. Первый — отругать сотрудника за невнимательность, несообразительность и так далее. Второй — признать свою ошибку в предоставлении недостоверных данных и помочь сотруднику понять, как избежать подобной ошибки в будущем.
Кроме того, следует помнить, что указывать на ошибки лучше с глазу на глаз, а не публично. Всегда стоит помнить про индивидуальные особенности критикуемого и никогда не стоит упоминать прошлые ошибки, ведь сейчас вы рассматриваете конкретную ситуацию.
Уместность
Теперь давайте поговорим о тех случаях, когда ваша оценка или суждения не предполагаются по профессиональному статусу. Например, вы хотите высказать свое мнение любимому человеку, брату, родителям или подруге. Здесь очень важно понять, будет ли ваше замечание уместным, своевременным и полезным.
Первый момент — все ли вы знаете о своих бревнах? Как гласит пословица: в чужом глазу и соринку заметит, а в своем… Для того чтобы давать уместные и конструктивные советы и оценки, вам необходимо понимать, что вы не имеете права критиковать человека за поступки, которыми сами грешите. Что это значит?
Например, ваша мама купила дорогую, но совершенно бесполезную вещь. Конечно, у вас сразу появляется желание высказать свое мнение, сказать, как бездумно она поступила и так далее. Остановитесь и задайте себе вопрос: делала ли я в жизни подобные покупки? Если ответ «да», то вы не имеете никакого морального права осуждать мать в ее поступке.
Второй момент — как вас лично касается поступок человека, по поводу которого вы хотите высказать замечание? Здесь крайне важно научиться отличать вещи, которые вам просто не нравятся и вы можете спокойно высказать это своему близкому человеку и поступки, которые заходят за ваши личные границы.
Например, ваша сестра решила на деньги с наследства купить машину. Дорогую, красивую, но совершенно непрактичную. Вас конкретно эта ситуация не касается никоим образом, это ее личный выбор, ее решение и ее ответственность. Вы можете просто выразить свои сомнения, в очень мягкой и тактичной форме. Но критиковать в подобной ситуации вы не имеете права.
Третий момент — вы точно знаете, что по-другому будет лучше? Если вы не являетесь профессионалом в области, в которой собрались давать советы, то лучше вообще промолчать. Помните, что ваш опыт хорошо сработает для вас, но не всегда хорошо сработает для другого человека. У вас могут быть разные цели, мечты, желания и причины.
Если вы научитесь таким образом анализировать свои оценки окружающих перед тем, как высказывать их, то вы с легкостью сможете превратить деструктивное осуждение поступков в здоровую и полезную оценку, и помощь в совершенствовании.
Никому не нравится слушать критиканство в свой адрес. Если у вас случаются постоянные конфликты с близкими именно на этой почве, вы всегда из добрых побуждений стараетесь дать полезный совет, но он оказывается ненужным, а вы не в силах сдерживать свои чувства, то вам в обязательном порядке нужно прочитать статью «Как стать эмоционально устойчивым».
Сделать это правильно. Если вы понимаете, что критика будет уместной, то вам необходимо придерживаться следующих правил: замечание должно быть уважительным и доброжелательным; целью вашей оценки должна быть помощь человеку; всегда нужно хвалить человека, прежде чем переходить непосредственно к разбору ошибок.
Помните, что человек тяжело воспринимает критику в свой адрес.
Если критикуют вас
Что же делать, когда вы слышите обвинения, осуждения и претензии в свой адрес? Если это уже стало нормой вашей жизни и окружающие постоянно позволяют себе высказывать негативные оценки в ваш адрес, то первое что вам следует выяснить — не сами ли вы даете им карт-бланш в этом. Статья «Как перестать быть жертвой» поможет вам изменить линию своего поведения.
Кроме того, вам нужно научиться отстаивать свои действия, решения и выбор. Запомните, многие люди критикуют не потому, что действительно хотят вам помочь, а просто высказывают свое отрицательное мнение, завидуют, хотят за что-то отомстить или сделать больно. Статья «Как отстаивать свое мнение» расскажет вам, как не тушеваться и смело действовать по своему усмотрению.
Важно научиться отличать реальную обратную связь и критиканство. Когда человек действительно хочет вам помочь, то он обязательно похвалит и укажет на ваши сильные стороны, подскажет несколько вариантов, как можно в будущем исправить ситуацию и не допустить подобных промахов.
Как часто вы позволяете себе оценивать других людей? Как часто вы слышите осуждение в свой адрес?
Учитесь делать конструктивные замечания, которые отвечают трем критериям: уместность, полезность, своевременность.
Удачи вам!