Мотивация персонала с помощью нематериальных ценностей

мотивация и стимулирование персонала

Приветствую вас, мои дорогие читатели! Для руководителя всегда очень важным является вопрос — мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала. Мы знаем, что человека можно простимулировать деньгами. Но всегда ли этот метод работает? Я предлагаю вам сегодня разобраться в вопросе нематериальной стимуляции сотрудников. Мы рассмотрим человеческие ценности и как можно их удовлетворить, а также разберемся с главным помощником любого руководителя.

В чем проблема материальной мотивации

Мотивация персонала с помощью нематериальных ценностей

Деньги — шикарный стимул для работоспособности. Почему он так хорош? Потому что не имеет никакого отношения к самим деньгам.

Сотрудник на эти деньги оплачивает коммунальные услуги, покупает продукты, ходит в ресторан и заправляет свой автомобиль. Деньги являются всего лишь посредником.

И это говорит нам о том, что более важно уделять внимание потребностям человека. И именно таким образом вы сможете найти ту самую потребность, над удовлетворением которой вам необходимо работать.

Деньги хорошо мотивируют вначале. Да, сотрудник действительно больше и усерднее работает, старается выполнить задачу раньше срока, повышает качество своей работы. Но со временем ценность снижается. Человек думает: а зачем мне работать усерднее и больше, если я могу получать эти же деньги?

Это приводит к снижению работоспособности. И здесь нет зависимости от компетентности работника. Деньги рано или поздно перестают мотивировать кого угодно.

Поэтому каждому руководителю необходимо разработать собственную систему нематериальной мотивации и стимулирования работников.

Человеческие ценности

пирамида маслоу

Чтобы понять, как работает человек, нужно разобраться в системе потребностей. В этом нам сильно поможет работа Абрахама Маслоу. Хороший руководитель знает, на какой ступени ценностей сейчас находится его сотрудник и каким способом он может его простимулировать.

Итак, первая, главная потребность — физиологическая. Здесь мы говорим про еду, воду, жилье и продолжение рода. Основная задача работодателя для удовлетворения этой потребности — обеспечить приемлемый уровень заработной платы. Чтобы сотрудник мог себе позволить оплачивать жилье, покупать еду и не голодать.

Вторая потребность — безопасность. Защитить своего сотрудника от всех опасностей невозможно. Но вы можете не распространять информацию о трудностях компании, не обнародовать информацию про грядущие сокращения.

Кроме того, сотрудники должны находиться в комфортной и дружелюбной рабочей атмосфере. Предлагаю вашему вниманию статью «Как избежать конфликта на работе».

Третья — социальная. Здесь мы больше говорим про взаимоотношения между коллегами, между разными отделами и подразделениями компании. Человек является социальным существом и ему важно чувствовать поддержку.

Четвертая — уважение. На этом этапе человеку необходимо подтверждение его значимости, внимание со стороны начальства, похвала, награда за успехи.

Пятая — саморазвитие. На последнем этапе человеку нужен рост. Это очень важно для креативных и творческих людей. Они могут быстро решать сложные задачи, быть неоценимыми сотрудниками, но им нужен простор для творчества.

Когда вы разберетесь в каждой ступени человеческих ценностей, тогда вам во сто крат станет проще разобраться каким способом можно воздействовать на сотрудников.

Какая главная нематериальная мотивация?

Мотивация персонала с помощью нематериальных ценностей

Помня все вышеописанное, мы приходим к выводу, что основная стимуляция осуществляется вниманием к работнику. Внимание к его работе, к его потребностям, к его личным проблемам и так далее.

Приведу вам несколько простых примеров. В организации нет столовой или кухни. Из-за этого сотрудникам приходится бегать в соседнюю кафешку на обед, что является достаточно дорогостоящим удовольствием. Проблема решается на раз два. Вы организуете кухонное пространство в офисе.

Стоит поставить холодильник, микроволновку, мойку, чайник и стеллаж с посудой. Тогда работники могут брать еду из дома, что значительно удовлетворит их потребность.

Условия труда. На большом производстве сотрудникам может понадобиться душ. Сделайте комфортную обстановку для своих работников. Особенно это актуально для компаний, в которых многие работают посменно, сутки через трое, например. Или при выполнении грязной работы.

Внимание должно уделяться каждому человека, а не только тем, кто приносит непосредственную прибыль компании. Бухгалтера, секретари, административный блок, уборщицы и так далее. Для создания дружной атмосферы в коллективе необходимо удовлетворять потребности каждого отдела.

Управлять людьми не так просто, как может показаться на первый взгляд. Если вы не справляетесь самостоятельно, позовите на помощь специалиста, который поможет продумать программы для поощрения сотрудников.

Это могут быть бесплатные семинары по повышению квалификации, дополнительные отпуски, награждение за выполненный заказ и так далее.

Очень важно хвалить своих сотрудников и не только лично, но и в присутствии других. Можно делать это кратко, без лишней патетики. Но ни в коем случае не забывать про это.

Обращаться к своим работникам лучше по именам. Расставьте на столах таблички с именами, это повысит уровень значимости каждого сотрудника и поможет вам быстрее выучить каждого поименно.

Пригласите ведущего специалиста на важное совещание. Да, переговоры могли бы пройти и без него. Но таким образом вы повысите его значимость в глазах клиентов, в его собственных глазах, покажете доверие со стороны начальства.

Не забывайте, что у людей есть и личные проблемы. Если вы можете помочь, то обязательно нужно это сделать. Один мой знакомый помог своей сотруднице, сын которой нуждался в производственной практике. Такие мелочи и делают людей счастливыми. А счастливый сотрудник — хороший сотрудник.

Рекомендую к обязательному прочтению две статьи: «Лидер и его качества» и «Каким должен быть начальник».

Важный момент

Мотивация персонала с помощью нематериальных ценностей

Хороший руководитель сумеет совместить систему мотивации работников и текущие задачи бизнеса.

Например, ваша фирма разрослась и вы задумываетесь об открытии филиалов. Это отличное подспорье, чтобы наградить выделившихся сотрудников. Их можно назначить главными, собрать для них команду и отправить наводить порядок в филиал.

Идеальный начальник помнит про каждого своего сотрудника. В маленькой фирме здесь нет ничего трудного. Проблемы могут возникнуть на большом производстве.

Здесь вам на помощь приходят начальники отделов. Они отличное знают всех своих подчиненных, могут рассказать вам про их потребности и нужды. Не забывайте обращаться к ним за помощью. Так вы узнаете нужную для вас информацию и повысите самоуважение начальника отдела. Он будет знать, что важен для вас.

В мотивации сотрудников важно понимать на каком этапе развития сейчас находится компании. Когда семейный бизнес только начинается, главный мотиватор — энтузиазм. Но стоит фирме разрастись и начинают работать уже другие системы мотивации.

Не забывайте про новизну. Почетная грамота, табличка «лучший сотрудник месяца» могут отлично вам помочь, но со временем они теряют свою силу. Раз в полгода придумывайте что-то новое. Меняйте стимуляцию трудовой деятельности. Будьте разнообразным.

В книге Ричарда Гэлэгера «Душа организации» вы можете найти практические советы по тому, как создать дружелюбную и комфортную обстановку на рабочем месте. Джек Митчелл в своей книге «Обнимите своих сотрудников» рассказывает про взаимодействие начальства и работников, наверняка вы найдете полезную для себя информацию, которую сможете воплотить на производстве.

Существует ли у вас система поощрения? В чем она заключается? Как вы показываете сотрудникам, что они важны, что они хорошо выполняют свою работу, что вы довольны ими?

Будьте внимательны к своим сотрудникам и они ответят вам хорошей работоспособностью!

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Оставить комментарий

* - поля, обязательные для заполнения