Добрый день, уважаемые посетители! У каждого в жизни бывают конфликтные ситуации. При этом, как показывает статистика, любителей споров наберется меньше 7%. В них входят те самые «энергетические вампиры», которые получают огромное удовольствие от того, что другой человек злится. Но что делать с остальными 93%? Куда они деваются, когда начинается накал страстей?
Сказать по правде, около 80% межличностных конфликтов возникает помимо желания людей. Почему? В нашем обществе еще не получили достаточного распространения законы бесконфликтного общения. А эти знания, как и информация о способах поведения в такой ситуации, во многом проясняет все моменты.
Сегодня я хочу рассказать вам, что означает конфронтация, что это такое и как сделать ее наиболее эффективной, сведя к минимуму неприятные моменты.
Доказать свою правоту
Практически невозможно найти двух людей с идентичными вкусами, взглядами на жизнь, интересами и привычками. Вполне закономерно, что рано или поздно могут возникать разногласия, которые могут приводить к конфликтным ситуациям.
Конечно, это может навредить имеющимся отношениям и доставить массу неудобств. С другой стороны, несовпадение во взглядах дает возможность понять, что в ваших отношениях идет неправильно, мешает. Если возникла проблема – это значит, что она где-то долго сидела, а сейчас вышла на поверхность. Нужно ловить этот замечательный шанс обогатить ваши отношения, узнать что-то новое о себе и о другом человеке и перейти на новый уровень взаимодействия. В ходе разногласий рождаются самые гениальные идеи.
Поведение человека в конфликте, который сам по себе является стрессовым фактором, может быть самым разнообразным. Всего существует 5 стратегий:
- Конкуренция. Каждый отстаивает свои интересы, отбрасывает возможность того, что суждения другого человека тоже правильные.
- Приспособление. Для того, чтобы избежать открытого противостояния, человек поступается своими принципами, сдает позицию и уступает другому.
- Игнорирование. Принятие решения откладывается на неопределенное «потом». Из-за отсутствия борьбы оппонента, блокируется возможность другого человека отстаивать свои права.
- Компромисс. Частичное удовлетворение желаний обеих сторон.
- Сотрудничество. Разрешение конфликтной ситуации таким образом, чтобы в выигрыше остались все.
С психологической точки зрения, самыми конструктивными вариантами можно считать конкуренцию и сотрудничество. Все остальные формы не решают проблему полностью, их скорее можно считать промежуточными формами перед осуществлением конкретных действий. Если закрывать глаза на имеющиеся проблемы, это приводит к их усугублению. Найдите в возникшей ситуации пользу.
Сотрудничество – самый лучший вариант, зрелая форма поведения, при которой люди уважают друг друга и пытаются совместными усилиями уладить имеющиеся противоречия. Но совсем не всегда обе стороны готовы к открытому диалогу и сотрудничеству.
Когда такой возможности нет по тем или иным причинам, свою позицию приходится отстаивать. Под конкуренцией часто понимают жестокую борьбу, с манипуляциями, хитростью, уловками и «хождением по головам». Но это не означает, что должно быть именно так!
Конфронтация – та же конкуренция, но в более культурной форме. Она означает столкновение двух совершенно разных позиций, которые изначально противоречат друг другу. Далее происходит отстаивание своих прав, часто без учета чувств и желаний другого человека. Подобное может касаться как 2 людей, так и целых социальных групп.
Поднимает тему конфликтов на работе и способах их устранения Джоан Голдсмит, Кеннет Клок в книге «Конфликты на работе. Искусство преодоления разногласий».
Как добиться эффективности
Прежде, чем вступать в конфронтацию, нужно понимать, почему вы это делаете. Логическое обоснование – предмет спора значимый лично для вас, вы уверены в своей правоте и ситуация не позволяет согласиться с позиций оппонента.
Если вам нужно донести свою точку зрения до другого человека, махать кулаками, использовать матерные выражения или повышать голос вовсе не обязательно. В психологии есть правила красивого отстаивания своей точки зрения.
Чтобы соперничество было результативным и культурным, необходимо:
- Иметь хорошо построенную аргументацию. Вы должны понимать, почему заняли одну или другую сторону. У ваших доводов должна быть логичность. «Я так хочу» – не веская причина позволить все решать именно вам.
- Уважение. Если у вас возникли разногласия, это не дает права унижать или нивелировать знания, опыт, чувства другого человека. К тому же, уважительное отношение в такой ситуации высоко ценится людьми. Это придает серьезность тому, что вы говорите.
- Держать эмоции под контролем. Спокойно выслушать мнение оппонента, объяснить свою точку зрения. Неконтролируемые эмоциональные всплески только понижают ваш статус, ставя под сомнение прочность вашей аргументации и эмоциональную стабильность.
- Уметь подобрать правильный стиль донесения информации. Ваша цель – сделать так, чтобы оппонент выслушал вас, принял к сведению сказанное и согласился с вами, а не пропустил мимо ушей и сделал по-своему. Если не сработал один способ – нужно попробовать другой. Экспериментируйте со способами подачи информации.
- Держитесь выбранной темы. Не перескакивайте на смежные, не касающиеся изначальной темы. Не переходите на личности. Между людьми часто возникают конфликты, если в них использовать минусы и секреты друг друга, чтобы выиграть, это только подорвет ваш авторитет и даст сомнительную победу.
Отстаивание своей точки зрения имеет огромное значение, но помните о том, что рано или поздно конфликт заканчивается. Прекращать отношения с человеком из-за несовпадения по одному вопросу не стоит. Разделять личные и рабочие моменты бывает трудно, но это необходимо. Всем свойственно ошибки, изменение мировоззрения в разные периоды жизни. Человек, видящий все в другом цвете и с другого ракурса – не враг, а всего лишь тот, кто не видит ситуацию с вашей стороны.
Когда следует воздержаться
Вступать на путь конфронтации нужно не всегда. Иногда разумнее использовать другие методы поведения в конфликте.
В каких ситуациях лучше избегать взаимодействия:
- Повышенная эмоциональность оппонента. Я много писала о логических аргументах. Но стоит отметить, что не на всех людей влияют разумные доводы. Некоторые предпочитают общаться на языке силы, обманных маневров или эмоций. В таком случае доводы рассудка будут просто не иметь эффекта. Можно дать человеку время остыть, или начать говорить на его языке. Отвечать так же эмоционально. Но победить скандалиста сложно. Это потраченное время. Лучше выйти из конфликта с этим человеком.
О том, как различить дисфункциональный конфликт, читайте тут. - Люди с психическими расстройствами — они не отвечают за себя в полной мере. К тому же, взаимодействие с ними может угрожать физическому здоровью вас обоих.
- Близкие отношения. В мире множество примеров разрушения отношений из-за разового конфликта, который становился космического масштаба. Самые острые конфликты возникают с теми, кого мы сильно любим. Потому что эти люди обладают большим количеством информации, которая делает нас уязвимыми. Никто намеренно не хочет сделать близкому человеку больно, но если вступать в конфронтацию, это практически неизбежно. Лучше использовать другой стиль: поговорить о своих чувствах в данный момент, попытаться услышать друг друга. И только потом прийти к обсуждению проблемы, пытаясь учитывать интересы обеих сторон.
Использование конфронтации, как способа поведения в конфликте, может быть сопряжено с негативными эмоциями и неконструктивными ситуациями. Нужно быть готовым к этому. При возможности, не доводите ситуацию до открытого противоборства. Если возник конфликт, выясните причину и используйте его для своего развития.
Желаю вам душевного спокойствия! Подписывайтесь на рассылку и отмечайте друзей, которым эта тема может быть интересна, в комментариях.