Здравствуйте, дорогие читатели! Продолжаю знакомиться вас с «кухней», а точнее «кабинетом» психолога. Многие люди побаиваются идти к специалисту и стараются как можно лучше подготовиться к этому моменту. Они понимают необходимость процедуры, но не хотят позволить человеку «копаться в собственных мозгах».
Сегодня речь пойдет про интервью в психологии – это собственно и есть сама терапия, я бы хотела рассказать вам о том, какими достоинствами и недостатками оно обладает, в чем заключается специфика, а также дать определение этому понятию.
Не бойтесь, как и всегда информация будет изложена простым языком без сложных и специфических терминов. Начнем, наверное, со значения этого слова.
Что такое интервью
Интервью – это метод исследования, при котором психолог задает вопросы, а консультируемый на них отвечает. Некоторые ученые говорят о том, что интервью во многом похоже на беседу, уж очень близок характер общения. Другие утверждают, что оно скорее напоминает анкетирование, так как зачастую интервьюер имеет в своем арсенале заранее подготовленный список вопросов.
Тем не менее интервью все-таки отличается и от первого, и от второго метода. В беседе, как правило, люди делятся своими мыслями. При проведении интервью задача психолога состоит в том, чтобы не сбить человека и ни коим образом не повлиять на его ответы своими собственными суждениями.
Анкетирование предполагает четкий регламент, имеет некую последовательность, в отличие от интервью. Вопросы психолога могут меняться в процессе общения, дополняться или исключаться из списка, однако, очень важно, чтобы эта работа никоим образом не влияла на ответы человека и даже не была им замечена.
Преимущества, недостатки и тонкости
Как и любой другой метод, интервью имеет свои плюсы и минусы. Основной недостаток заключается в значимости фигуры того человека, который задает вопросы. Ответы могут отличаться в зависимости от того, кто это делает. В ходе исследований было выяснено, наибольшего успеха добиваются те «пары», где психолог и испытуемый одного пола и возраста.
Приступая к интервью, специалист должен внимательно относиться к эмоциональному состоянию клиента, сбор информации не должен носить формальный характер, а именно с эмпатией у специалиста должно быть все в порядке. Так же, не лишними будут такие качества как общительность, внимательность, способность быть конгруэнтным.
Терапевт должен обращать внимание на такие тонкости, как пациент описывает свою ситуацию, может ли он говорить не только о волнующих событиях в его жизни, а так же описывать свои чувства по отношению к происходящему. Это помогает специалисту определить, на сколько хорошо у вас развит эмоциональный интеллект, ведь от этого зависит на сколько быстро вам удастся справиться с трудностью.
Кроме этого, психологу необходимо как собирать факты без эмоционального включения, так и следить, какие переживания рождает ваша история в нем самом и, как ведете себя вы рассказывая это.
Еще один недостаток интервью заключается в создании доверительных отношений. Психологу важно помнить, что собирая информацию, он не должен упускать момент их построения. Испытуемый должен быть уверен в анонимности и приватности беседы, а так же чувствовать без оценочное отношение к себе.
Я хочу чтобы у вас не возникало ощущение, что сама психотерапия и интервью это разные вещи. И нельзя сказать таким образом: «ну все, дорогой клиент, интервью закончилось и вот теперь начинается психологическая работа», ведь начинается она, как только вы вошли к психотерапевту.
В процессе интервью проясняются и такие важные детали как: ожидания клиента, цели терапии. Очень часто бывает так, что цели размыты, пациент сам не может сформулировать чего он хочет. В этом случае необходимо уделить больше времени для обсуждения ситуации и выстраивать комфортные отношения.
Классификация
Если список вопросов заранее не подготовлен, обозначена лишь основная проблема, которая должна быть изучена в ходе беседы, то такое интервью будет называться «свободным». Если интервьюер прописывает не только порядок, но и варианты ответов, это интервью называется «стандартизированным».
Также его можно разделить по целям. Если в ходе беседы психолог старается выяснить мотивы анализируемого, склонности и внутренние порывы, то это «клиническое интервью». «Фокусированное» направлено на детальное изучение конкретного явления или события в жизни человека.
В принципе работа психолога и журналиста, когда речь заходит о интервью, в чем-то похожа. Могу предложить вам книгу «Великие интервью журнала Rolling Stone за 40 лет», чтобы вы посмотрели на примеры и смогли сами сделать для себя кое-какие выводы.
Если же вам интересны фигуры популярных интервьюеров, то для вас у меня тоже есть рекомендация. «Акулы интервью. 11 мастер-классов» Евгения Криницына. Здесь вы найдете не только записи бесед популярных журналистов с Тони Блэром, Алексием II, Бен Ладаном, но и интересные рекомендации, которые пригодятся любому человеку в повседневной жизни.
На этом я с вами прощаюсь и напоминаю, что вы можете подписаться на рассылку этого блога, чтобы следить за выходом новых публикаций на сайте. До новых встреч.
Вопросы на такое интервью, конечно, надо заранее подготовить. Даже если и случится ситуация, что собеседник завалится, не сможет ответить на какой-то вопрос, его лучше заменить, но понять, почему не было ответа. А результат, как правило, показывает истинное лицо человека, как он готов к подобным вопросам и что у него в мыслях. Интересная статья, спасибо!
Как правило, психологи заранее не готовят вопросы для клиента. Ведь у специалиста нет цели раскусить посетителя, завалить и поставить в неловкое положение, а напротив, стремление помочь человеку разобраться в проблеме.