Содержание
- 9 неотъемлемых качеств хорошего педагога
- Дидактические
- Академические
- Перцептивные
- Речевые
- Организаторские
- Авторитарные
- Коммуникативные
- Прогностические
- Способности к распределению внимания
- Как развить педагогические способности
- Коммуникативность и речевые способности — развиваем, общаясь
- Наблюдательность — учимся замечать любую мелочь
- Распределение внимания — по стопам Юлия Цезаря
Здравствуйте, уважаемые читатели! Задумывались ли вы когда-нибудь, почему одного учителя дети обожают, а на уроки другого идут как на каторгу. Почему один педагог с легкостью объясняет самые сложные и непонятные вещи, а другой не может вложить в детские умы даже элементарные понятия. Почему на уроках одного учителя царит абсолютный порядок, а у другого дети буквально ходят на головах и все попытки утихомирить разбушевавшийся класс с треском проваливаются.
На самом деле ученики не случайно тянутся к одним преподавателям, игнорируют вторых и недолюбливают третьих. Все дело в педагогических способностях, которыми каждый из них обладает в той или иной степени. Тот, у кого эти качества хорошо развиты, становится не просто преподавателем, обучающим своему предмету, а Учителем — именно так, с большой буквы, а не просто работником сферы образования.
Педагогические способности — это совокупность умений, навыков, талантов и опыта, необходимых учителю для эффективного воспитания учеников. Такие способности нужны не только школьным преподавателям, но и всем, кому в силу профессии приходится обучать чему-либо других.
Воспитатели в детском саду, руководители кружков и секций, работающие с детьми, тоже должны иметь хорошие педагогические навыки. Кроме того, в обучении взрослых особенности подхода тренера или наставника к обучающему процессу также имеют большое значение.
А раз так, давайте разберемся, что же объединяет в себе определение “педагогические способности”.
9 неотъемлемых качеств хорошего педагога
В психологии принято любые понятия тщательно разбирать на составляющие и структурировать. Также поступили и с педагогическими способностями. Доктором психологических наук В.А. Крутецким было проведено масштабное исследование, в результате которого он выделил 9 критериев педагогических способностей.
Дидактические
От этих способностей зависит, сможет ли преподаватель доходчиво объяснить изучаемый материал аудитории. Учитель, обладающий хорошими дидактическими способностями, всегда найдет творческий подход и заинтересует даже самого пассивного ученика. На уроках такого педагога дети получают не только знания в рамках учебной программы, но и стремление самостоятельно работать и глубже изучать предмет.
Академические
Это способности педагога к профильному предмету. Талантливый преподаватель никогда не ограничивает свои знания рамками учебной программы. Он всегда в курсе последних исследований, открытий и достижений в соответствующей области наук. Только постоянно совершенствуя свои знания, учитель может дать глубокий исчерпывающий ответ на любой вопрос ученика.
Перцептивные
От перцептивных способностей зависит успех взаимодействия педагога и учеников. Психологическая наблюдательность позволяет преподавателю безошибочно определить настроение всего коллектива и каждого ученика в отдельности. Анализируя темпераменты и характеры учащихся, хороший учитель получает возможность выстроить учебный процесс оптимальным образом.
Речевые
Не обладая этими умениями, трудно стать выдающимся педагогом. Преподавателю необходим хороший словарный запас, который позволит четко и ясно формулировать мысли во время изложения учебного материала. Также для педагога важны ораторские навыки, которые пригодятся во время обсуждений и дискуссий.
Организаторские
Способности организатора помогают учителю правильно спланировать работу коллектива во время учебного процесса. Благодаря четкому распределению времени, педагог успевает за одно занятие опросить учеников, объяснить новую тему и при необходимости ответить на вопросы.
Авторитарные
Преподаватель должен уметь завоевывать авторитет — это аксиома. Без этой способности ему будет крайне сложно влиять на поступки учащихся и поддерживать дисциплину, а это может вылиться в большую проблему. Авторитарные способности зависят от личных характеристик педагога. Наиболее значимыми качествами являются чувство ответственности за результаты обучения и требовательность по отношению как к ученикам, так и себе. Также пригодятся настойчивость, решительность и умение контролировать эмоции.
А если вы желаете научиться без стрессов и конфликтов взаимодействовать с коллективом и без труда поддерживать дисциплину, обязательно прочтите замечательную книгу Марвина Маршалла «Дисциплина без стресса». Она будет интересна как начинающим, так и опытным педагогам.
Коммуникативные
Учителю нужно уметь находить общий язык с каждым учеником, независимо от его характера и интересов. Найти точки соприкосновения помогают коммуникативные способности. У педагога должна быть ярко выраженная потребность в общении, искренний интерес к успеваемости, а также жизни учащихся.
Не менее важен педагогический такт. Это мастерство позволяет преподавателю доносить свою точку зрения в корректной форме и формулировать замечания так, чтобы они не задевали чувство собственного достоинства учеников.
Прогностические
Эти способности позволяют учителю наперед просчитывать последствия своих действий, прогнозировать реакцию учащихся и исходя из этого выбирать верную стратегию общения с коллективом. Также благодаря прогностическим способностям педагог способен определить потенциал каждого ученика и направить его в правильное русло.
Способности к распределению внимания
Одно из важнейших умений педагога — это способность фокусировать внимание одновременно на трех различных направлениях.
- Во-первых, нужно постоянно контролировать развитие мысли и не отклоняться от содержания занятия.
- Во-вторых, следует непрерывно мониторить настрой аудитории и при необходимости моментально реагировать на признаки утомления или другие обстоятельства, отвлекающие от учебного процесса.
- В-третьих, важно следить за собственным поведением, жестикуляцией, мимикой и голосом и при необходимости регулировать их.
Как развить педагогические способности
Безусловно, учитель — это призвание. Кроме того, есть множество условий развития личности, которые накладывают свой отпечаток на сущность человека и формирование педагогических способностей. А как быть, если врожденных качеств недостаточно, чтобы стать выдающимся педагогом, но очень хочется развиваться именно в этом направлении?
Для тех, кто не обладает выдающимися профессиональными талантами, но желает их развить, есть хорошая новость. При необходимости некоторые из этих способностей можно развить до нужного уровня.
Существуют различные техники, методики и даже целые тренинги, посвященные повышению уровня педагогических талантов. Мы же рассмотрим самые простые упражнения, которые каждый из вас сможет освоить и выполнять самостоятельно.
Коммуникативность и речевые способности — развиваем, общаясь
Наилучший способ развить коммуникативные способности — как можно больше общаться. Если у вас возникают сложности при коммуникации с новыми людьми, постарайтесь постоянно расширять круг общения и заводить новые знакомства. Если вы не знаете, как и о чем говорить с новым знакомым, берите на вооружение такой план:
- Сразу после знакомства придерживайтесь ни к чему не обязывающих тем
- В процессе общения учитесь определять общие интересы и находить точки соприкосновения
- Постарайтесь углубиться в эту тему, наладить контакт, определить эмоции собеседника и управлять ими.
Когда вы достигнете того уровня, что сможете свободно общаться с любым человеком, усложняйте задачу. Попробуйте во время общения с группой людей завладеть инициативой в разговоре: предложите тему, ставьте вопросы так, чтобы вовлечь в беседу каждого и старайтесь задать общее настроение.
Такие регулярные тренировки помогут вам преодолеть страх перед публичными выступлениями и развить красноречие.
Наблюдательность — учимся замечать любую мелочь
Для тренировки наблюдательности идеально подойдут упражнения, в которых необходимо за короткий временной отрезок запомнить ряд объектов, а затем перечислить их по памяти. Выполнять это упражнение можно везде: дома, по дороге на работу и даже в очереди.
Например, вы можете запоминать количество и пол пассажиров, сидящих перед вами в общественном транспорте или стоящих в очереди. Со временем можно усложнить задачу и стараться замечать не только пол, но и возраст, одежду и предметы в руках окружающих. Также можно попытаться запомнить товары, которые выкладывает на ленту покупатель в супермаркете, а затем назвать по памяти все его покупки.
В качестве объектов для тренировки наблюдательности подойдет все, что угодно:
- Автомобили на стоянке — их марки и расцветки
- Книги на полке — названия, авторы, цвета обложек
- Цветы на клумбе — если не сильны в видах растений, запоминайте только окраску и размеры
Еще один хороший метод развить наблюдательность и память — ведение дневника. Выделите полчаса вечером и запишите события прошедшего дня, уделяйте внимание подробностям. Вскоре вы заметите, что легко можете вспомнить любое событие в мельчайших деталях.
Распределение внимания — по стопам Юлия Цезаря
Научиться одновременно фокусировать внимание на нескольких задачах сложно, но реально. Историки утверждают, что римский император Цезарь мог одновременно делать три разных дела. После тренировок вы вполне можете достичь его уровня.
Начинайте с двух задач в единицу времени. Включите аудиокнигу с небольшим рассказом и параллельно с прослушиванием решайте математическую задачу или пишите сочинение. В итоге вы должны правильно выполнить письменное задание и пересказать содержание услышанного произведения. Возможно, в начале тренировок будет сложно удерживать внимание на двух разных задачах, но со временем вы научитесь этому.
***
Как видите, при необходимости педагогические способности можно развить до высокого уровня. Какие-то из них вы можете тренировать самостоятельно, а другие — на специальных курсах и тренингах. А если у вас есть свои рабочие методики для развития педагогических способностей, обязательно напишите об этом в комментариях.
Думаю, что педагогические способности — это всё же дар. Развивать их тоже конечно, можно, но не у всех это и получается. Помню по своим учителям. На одном уроке сидишь и слушать учителя хочется — так интересно рассказывает. А на другом вообще ни чего не хочется. :)
Действительно, Александр, я тоже помню такую разницу в преподавании учителей.