Стань лучшей версией себя, сделай свою жизнь счастливей и интересней

Пассивное слушание – это хороший способ сохранить ваши силы и нервы в некоторых беседах

пассивное слушание это

Приветствую всех читателей! Сегодня хотелось бы поговорить о вербальных навыках. Все мы их используем. Но кому-то они нужны больше ввиду работы или стиля жизни, а кому-то меньше. Наверняка вы сталкивались с тем, что необходимо часто и подолгу выслушивать целые монологи? Это очень утомляет. А так же, возникает проблема: ведь ценной информации там всего горстка, а дослушать нужно. Сегодня я расскажу вам о небольшом ухищрении, которое облегчит вашу жизнь в таких ситуациях.

Пассивное слушание – это умение молчать, давая собеседнику право выговориться. Казалось бы, звучит просто, да? Но тут необходима определенная дисциплина и усилия, чтобы не просто слышать, но слушать и уметь сориентироваться в ситуации.

Что это за метод?

В зависимости от целей и способа поведения, виды слушания бывают разными. В психологии выделяют следующие:

  1. Критическое. Эта разновидность предполагает восприятие информации исключительно правдивой и уместной. Человек, который использует этот прием, может заранее узнать про изучаемую тему, а потом прийти и слушать максимально внимательно, целенаправленно делая акцент на важное. После оценки качества, правдивости и актуальности информации такой слушатель решает, реагировать на нее или нет, доверять источнику или нет.
  2. Эмпатическое. Выступает противоположным к первому, слушание предполагает эмоциональное, а не критическое, реагирование. При этом акцент смещается не столько на то, что говорит собеседник, а на то, какое отношение у него к обсуждаемой теме. При этом происходит некоторого рода синхронизация с другим человеком, ведь чтобы понять его, нужно ощущать себя в этой же ситуации, как он, со всеми радостями и горестями.
  3. Активное. В данном типе характер вашего восприятия информации: эмоционально или критически, не важен. Главное – мгновенное активное реагирование на речь человека. Используют дополнительно восклицания, задаются уточняющие или дополнительные вопросы. Требует вовлеченности в процесс общения.
  4. Пассивное. Разновидность предполагает полное отсутствие или минимальное вмешательство в речь другого человека. При этом, необходимо вникать в суть, анализировать невербальные проявления и выдавать соответствующие: кивок головой в нужный момент, зрительный контакт, сведение бровей и т.д.

Пассивное слушание позволяет экономить ресурсы. На мой взгляд, основное отличие от активного заключается в том, что вместо того, чтобы побудить собеседника к разговору, человек просто ждет этого, никак не вмешиваясь.

Так же, вместо постоянного анализа всей информации, необходимо терпеливо ожидать, когда будет озвучено что-то действительно важное, по теме. Все остальное может игнорироваться, но при этом, делаться это должно искусно. Необходимо выбрать наиболее оптимальное выражение лица, позу, чтобы другой не увидел ваше безразличие или скуку. Это важно для поддержания потока речи вашего оппонента.

Бывают случаи, когда нужно добиться от других, чтобы они внимательно вас выслушали, никак не перебивая. Что же использовать в этом случае? Ответ на это вы найдете в моей статье «Как заставить людей слушать вас».

Звучит не так легко, как могло показаться в начале, да?

Когда применять?

Изначально пассивное слушание применялось в ситуациях, когда собеседник находился в состоянии аффекта или эмоционального перевозбуждения. В этой ситуации он говорит, не особо следя за содержанием и стилем речи.

Что необходимо сделать? Успокоить собеседника – в первую очередь. Однако сделать это не так уж просто. Дополнительные вопросы и потакание может только раззадорить, фразы «успокойся» — только вызывают раздражение или агрессию,  а эмпатия приведет и вас в неадекватное состояние.

О том, в каких случаях и как правильно установить контакт, расскажет книга “Как стать мастером общения с любым человеком, в любой ситуации” Дугласа Мосса и Алекса Нарбута.

Используя технику пассивного слушания вы позволяете другому человеку осознать, что он не один, что ему внимают, готовы оказать поддержку. Слушателю при этом отводится роль наблюдателя: дойдя до кульминации эмоционального накала, оппонент начинает успокаиваться.

Помимо неадекватной эмоциональной реакции, уместно применять пассивное слушание в таких случаях:

  1. Если знакомый имеет огромное желание высказаться по определенному поводу. Бывает так, что тема сильно цепляет, хочется поделиться своим опытом или рассуждениями. Почему бы не дать такую возможность? Можно задать вопрос «Что вы думаете по этому поводу?», а дальше просто созерцать.
  2. В ситуации конфликта. Иногда гораздо благоразумнее не подливать масла в огонь, а промолчать, наблюдая и анализируя. По мере уменьшения страстей можно приступить и к активному общению.
  3. В случае, когда человеку проблематично выражать свои чувства в ходе диалога. Тогда его можно подвести к тому, чтобы он открылся и высказался.
  4. Общение с подчиненным, который боится открыто выражать свое мнение. Обычно начальники имеют особый властный тон. И даже дружелюбные фразы могут вводить в тупик человека. Зато использование невербальных проявлений в сочетании с молчанием может быстрее дать понять другому, что его мнением интересуются. Детальные советы руководителю описаны тут.

Основные правила

Как вы уже могли понять, в пассивном слушании требуется придерживаться определенных правил, чтобы привести ситуацию к ее логическому разрешению, а не усугубить.

Что целесообразно делать:

  1. Не вмешиваться в речь оппонента.
  2. Понимать услышанную информацию. Можно без деталей, если это вам не интересно, но общую концепцию – обязательно.
  3. Создавать видимость ответной реакции.
  4. Эмоционально не перенимать состояние.

Так как это пассивное общение, а не активное, вопросы, фразы не должны касаться темы, они должны быть абстрактными, общими, но сказанными по теме. Например, «да, я тебя понимаю», «угу», «так», «конечно» — сопровождая их соучастным видом, качанием головы, наклоном туловища.

Несмотря на то, что подобный способ коммуницирования исключает вашу возможность влиять на ход развития беседы, вы можете многое узнать о другом человеке. Его мысли и чувства, которые позволят вам лучше понять другого или же определиться с дальнейшей тактикой. Особенно это актуально на работе в общении с коллегами или важными людьми. Про это рассказывает моя статья — стоит ли полагаться только лишь на язык телодвижений, чтобы лучше узнать своих коллег.

Как вы могли понять по этой статье, пассивное слушание только на первый взгляд такое. На самом же деле, оно имеет свои приемы, требует определенного уровня подготовки.

Надеюсь, вы сможете подобрать оптимальный способ общения с другими людьми, исходя из ваших целей и настроения. На этом, прощаюсь и желаю удачи! Ставьте звездочки статье и подписывайтесь на блог!

Рубрика: Отношения
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Это может быть интересно:


Добавить комментарий