Стань лучшей версией себя, сделай свою жизнь счастливей и интересней

Роль супервизии в профессиональном развитии психолога

Супервизия в психологическом консультировании

Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодняшнюю статью я бы хотела посвятить такой интересной теме, как супервизия в психологическом консультировании. Понятие относительно новое и вызывает достаточно много споров вокруг себя. Обязательно ли она нужна или это просто очередной способ заработать? Чем отличается от терапии? Какие этапы проходят супервизор и супервизируемый во время работы? Чем может быть полезен профессиональный супервизор?

Сразу хочу порекомендовать вам книгу Дениса Федоряка «Супервизия в психотерапевтической практике». В ней вы сможете найти подробную информацию, касающуюся основных принципов, подходов, требований и реализации супервизии.

Суть

На сегодняшний день дать точное определение понятию «супервизия» очень сложно. Некоторые считают это своего рода наставничеством и обучением более молодых специалистов, которые только подошли к защите диплома или же только выпустились из учебного заведения.

Другие понимают под этим разбор проблемы, сложившейся у консультанта с клиентом, когда супервизор помогает понять, почему консультация застопорилась, что мешает идти дальше, почему сеансы не приносят никакого результата и так далее.

Супервизия также может полноправно считаться методом повышения квалификации практикующего психолога. Теорию будущий психолог получает на лекциях, определенные приемы и техники он осваивает во время практических занятий. В данном же случае, это мероприятие, является передачей определенного ремесленного аспекта более опытного консультанта менее опытному.

Таким образом, мы можем с вами заключить, что цель и форма будет зависеть от того, какие задачи ставятся перед наставником и учеником. Кроме этого, цели могут предполагать разный вид подобной практики. Супервизия может проходить в индивидуальном порядке, когда ученик работает с определенным наставником.

руки плетут веревку

Помимо индивидуального наставничества, сегодня распространены модели групповых занятий, на которых один ментор может вести всю группу самостоятельно или же каждый член группы в определенный момент выступает в роли супервизора для других участников группы.

Работа наставника может проходить в нескольких формах.

Первая — присутствие во время консультации. Ментор находится непосредственно в кабинете во время проведения сеанса, наблюдает и записывает весь процесс, а далее, оставшись наедине с консультантом, начинает свою работу.

Второй вариант — психолог отдельно встречается со своим супервизором и предоставляет ему материалы или же ментор находится в соседнем кабинете за стеклом и наблюдает за сеансом скрыто.

Третий и наиболее распространенный вариант — общение с помощью переписки, скайпа, телефонных звонков. Благодаря современным технологиям сегодня необязательно лично присутствовать на каком-либо мероприятии. Таким образом, консультант может вести видео- или аудиозаписи своих сеансов и передавать материалы своему ментору в электронном виде.

Этапы

Как любой рабочий процесс, менторство имеет несколько этапов. Основная задача наставника помочь консультанту в самоопределении, как психолога и достичь полной автономии в работе с клиентами.

В первый этап работы наставник и консультант узнают друг друга, налаживают контакт, обозначают свои сильные и слабые стороны. В самом начале работы может наблюдаться тревожность со стороны ученика, он может сомневаться в уровне своей компетентности. Так например, моя коллега жутко нервничала на первой встрече со своим супервизором и боялась, что покажется ему слабым психологом.

В середине работы появляется определенная зависимость психолога от оценки его наставника, что может плохо отразиться на самом менторе (чувство власти или вины за свое несовершенство). Однако, именно в середине процесса начинается формирование уверенности у консультанта.

В конце работы консультант все больше отдаляется от супервизора и становится все более самостоятельным. Он все меньше полагается на своего наставника и все чаще принимает решения сам.

Важно в процессе работы достичь сотрудничества, понимания, что работу ведут коллеги, а не соперники.

Отличительные черты менторства

диалог
Многие сегодня продолжают путать супервизию и терапию. Совершенно нормально, что и самому психологу порой приходится обращаться за помощью. Умение решать личные проблемы других людей не означает их отсутствие у самого психолога. Как говорится: сапожник без сапог.

Но в этом, наверное, и заключается главное отличие наставничества от терапии. Терапия предполагает решение личных проблем, которые, конечно, могут быть связаны с профессиональной деятельностью, но все же аспект делает на личные трудности.

Порой случается и такое, что во время супревизии наставник берет на себя функции еще и терапевта, поскольку открываются более серьезные проблемы у ученика.

Конечно, в той или иной степени, супервизия — это обучение. Наставник может в процессе работы делиться своими методами и техниками, рассказывать примеры из своей практики.

В любом случае процесс наставничества будет сильно зависеть от потребностей самого психолога, возможностей наставника, их целей и методов работы.

Как вы думаете, является ли подобная практика необходимой для каждого практикующего психолога? Могут ли заменить супервизию обычные встречи с коллегами, где все делятся своим опытом?

Поделитесь своим мнением или расскажите свою историю. Это обязательно поможет тому, кто сомневается и не знает как поступить.

Всего вам наилучшего!

Рубрика: О психотерапии
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Уверена, это будет вам интересно:

Добавить комментарий