Стань лучшей версией себя, сделай свою жизнь счастливей и интересней

Этические принципы психолога, которые гарантируют успех терапии

этические принципы психологического консультирования

Приветствую на страницах своего блога! Думаю, каждый, кто задумывался о походе к психологу или же обучении на него, слышал об особой этике. Этому специалисту люди доверяют секреты, которые невозможно рассказать маме или лучшему другу. Все это делает каждый сеанс консультирования особо интимным в атмосфере доверия.

Имеет ли психолог право сочувствовать, поддерживать, злиться или влюбляться? «Разумеется, да!» – скажете вы, ведь он тоже человек. И будете правы. Но разрешено ли подобное на приеме, в отношении клиента? Я отвечу на эти вопросы в рамках раскрытия темы «этические принципы психологического консультирования».

Зачем они нужны

Если бы в каждой стране не было установленных правил, которые обязательны к соблюдению, мир вскоре погрузился бы в хаос. Так и в любой деятельности, психологическое консультирование – не исключение. При оказании своих услуг специалист должен руководствоваться «Кодексом психолога», который содержит основные правила при работе с клиентом.

Человеческая психика – тонкая и ранимая материя. В случае совершения грубых ошибок в отношении клиента, может быть нанесен вред его психике. Психолог несет ответственность не только перед человеком, который обратился к нему за помощью, но и перед всем профессиональным сообществом.

Детальнее с тематикой индивидуального консультирования можно ознакомиться в книге Елены Мартыновой “Индивидуальное психологическое консультирование. Теория, практика, обучение”. Там описаны не только правила, но и их нарушения, конкретные случаи и советы по ним.

Библия психолога

Решение о тактике взаимодействия принимается с учетом имеющейся ситуации, собственных знаний, интуиции, личной и профессиональной этики. Но дело в том, что индивидуальные представления не статичны, они часто меняются под влиянием опыта. Так как людям свойственно ошибаться, даже профессионалам, нормы придуманы для упрощения психологического консультирования. Они универсальны для всех и дают правильный ориентир.

В чем заключаются основные моральные принципы:

  1. Разграничение личных и профессиональных отношений. Этот аспект, пожалуй, вынесу на первое место. Не зря существует фраза, что друзей и родственников не консультируют. Это применимо не только к психологам, но и к медикам. Клиент может быть вам приятен и симпатичен, но устанавливать с ним дружеские или любовные отношения ни в коем случае нельзя. Тогда пропадает объективная оценка происходящего. В первую очередь, у психолога. Поэтому порой нужно обращаться к супервизору.Человек, который обратился за помощью, вместо решения своих проблем может начать их перекладывать, избегать, отыгрывать со специалистом сценарий, который был с другим человеком. Могут возникать даже новые проблемы, связанные непосредственно с личным общением. Вылезают нереализованные желания и эмоции. Желание показаться лучше, чем есть, привлечь, заинтересовать. Даже банальное желание узнать о личной жизни психолога, уже вносит трудность в процесс консультирования.

    Поэтому, выстраивание границ и прояснение сложных моментов очень важная часть в терапии.

  2. Доброжелательность. Работать с людьми, к которым явная антипатия – удовольствие для мазохистов. Некоторые профессионалы, с хорошим опытом  работы, способны консультировать людей, которые при личном общении были бы им неприятны. Они видят человека, которому нужна помощь и проблему, и работают с этим. Конечно, это взаимосвязано с личными и профессиональными границами, умением их выстраивать. Но на подобное способны далеко не все. Клиент должен ощущать, что не безразличен и вы как минимум заинтересованы тем, что у него происходит. Поэтому прежде чем начать длительный процесс, нужно убедиться, что будет комфортно обоим.
  3. Безоценочное отношение. Консультанту всегда нужно внимательно слушать человека. Не давая оценок, не осуждая и не критикуя, даже если вы бы сделали иначе. Психологическая помощь и поддержка очень важны в работе. Если вы увидели незрелые формы психологической защиты, вы всегда сможете их проработать вместе с клиентом, без осуждения.
  4. Ориентация на нормы и ценности клиента. На прием может прийти любой человек, чей образ жизни и предпочтения могут сильно отличаться от общепринятых. Это может касаться религиозных убеждений, сексуальных, рабочих. Работа с ним должна осуществляться таким образом, чтобы помочь клиенту жить той жизнью, к которой стремится он, а не которую видите наиболее подходящей вы. Интересной станет статья о транскультуральности.
  5. «Нет» советам. Этот пункт может выглядеть странно, ведь с высоты профессионального опыта практического психолога видно же лучше. Могу сказать, что не всегда. Жизнь любого человека уникальна и непредсказуема. Дать совет означает стать ответственным за последствия. Таким образом, эта самая ответственность переноситься с клиента на психолога и противоречит всей работе. Это блокирует развитие человека как личности, снижает его активность в принятии решений. За советами – к друзьям, родственникам и другим людям, с которыми вы проводите время. За помощью в поисках своего ответа – к специалисту.
  6. Профессиональная компетенция. Все выполняют работу исходя из знаний, опыта и квалификации. Есть сферы, в которых специалист может быть некомпетентен. В таких случаях необходимо перенаправить человека к другому специалисту, а не пытаться сделать все своими силами. В особенности, если есть подозрение о наличии психических нарушений, человеку нужно обратиться к психиатру, а не психологу.
  7. Конфиденциальность. Человек, который доверяет самые сокровенные мысли специалисту, должен быть уверен, что они не выйдут за рамки кабинета. И даже рассказывание психологом забавной истории друзьям, с учетом отсутствия имени, недопустимо. Ровно как и делать отсылку на частный случай в своих публикациях. Если на это нет разрешения от самого клиента. Более того, человек имеет право не называть своего настоящего имени и других данных, оставаясь инкогнито.

    Это не относится к тем случаям, где клиентом совершено нарушение закона, исходя из правил той страны, где он проживает. О том, что при определенных преступлениях, информация будет передана в руки властей, психолог предупреждает клиента до первого сеанса, при встрече.

Описанные правила очень важны в работе. Их соблюдение не только избавит от ряда сложностей, а положительно скажется на результате терапии. До скорых встреч.

Рубрика: О психотерапии
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Внимание! Важная новость!

  • Очень интересная книга. Возьму себе на заметку. Иногда читаю подобную литературу для саморазвития.

  • Хорошая статья!
    Почаще бы об этике психологов как профессионалов говорили в обществе и профессии!!!

  • Добавить комментарий

     

    Отправляя форму, вы соглашаетесь c политикой обработки персональных данных.